Банка краски или технология?
Отношение к расходным и лакокрасочным материалам в малярно-кузовных цехах различного формата неоднозначное. Часть из них предпочитает не связываться с материалами и выполняет ремонт материалами, привезёнными автовладельцем. Как правило, к такому способу снабжения прибегают небольшие частные кузовные мастерские. Логично, что ни о какой гарантии на окраску в этом случае не может быть и речи.
Некоторые сервисмены предпочитают приобретать материалы самостоятельно в розничных точках цветоподбора, основываясь на предпочтениях маляра, занимающегося окраской автомобиля. В этом случае ответственность за качество ремонта несёт уже малярно-кузовной цех, что, несомненно, является плюсом для автовладельца. Однако, в этом подходе к заказу материалов есть основной минус: точность цветоподбора. Обращаясь в точку цветоподбора, представитель малярно-кузовного цеха в качестве образца цвета предоставляет, как правило, лючок бензобака. Подобранный цвет может идеально совпадать с цветом лючка, но существенно отличаться от цвета детали, смежной с окрашиваемой. Особенно остро эта проблема ощущается, когда лючок бензобака изготовлен из пластика, а окрашиваемая деталь из стали, либо алюминия, или, когда деталь, смежная с окрашиваемой, была окрашена ранее в другом малярно-кузовном цеху. Ещё одним минусом является отсутствие технологической поддержки со стороны продавца материалов. То есть, если при использовании материалов что-то пойдёт не так, сотрудникам цеха придётся самим решать проблему, не рассчитывая на поддержку со стороны поставщика.
Некоторые малярно-кузовные цеха, загрузка которых обеспечивает возможность установки собственной лаборатории цветоподбора, прибегают к услугам, так называемых, «приходящих» колористов, которые приезжают по вызову, подбирают несколько цветов и отправляются в следующий малярно-кузовной цех. Такой способ выгоден при неравномерной загрузке цеха работой, однако может вызывать непредвиденные повышения срока ремонта автомобилей вследствие простоев, вызванных ожиданием визита колориста. Также в этом случае возможен рост потерь времени на цветоподбор за счёт того, что приходящий колорист, как правило, подбирает цвет в разных системах цветоподбора не всегда учитывает при подборе особенности каждой из систем, расположенных в различных малярно-кузовных цехах.
Малярно-кузовные цеха, обладающие высокой загрузкой работой, могут позволить себе содержание колористов (одного или нескольких в зависимости от объёма работ по цветоподбору и графика работы цеха). В этом случае в составе цеха находится полноценная лаборатория цветоподбора, позволяющая оперативно снабжать маляров цеха краской, а также имеющая возможность выполнения цветоподбора для сторонних заказчиков. Само собой разумеется, что такой цех получает полноценную технологическую и консультационную поддержку от поставщиков лакокрасочных и расходных материалов, что ещё более повышает эффективность выполнения работ.
Сейчас, когда борьба за Клиента обострилась не только между малярно-кузовными цехами, но и между поставщиками лакокрасочных и расходных материалов, а стоимость равнозначных по качеству линеек материалов практически сравнялась, на первый план в конкурентной борьбе между поставщиками выходят дополнительные услуги, позволяющие сделать сотрудничество между малярно-кузовным цехом и поставщиком наиболее привлекательным. Часть поставщиков материалов ограничивается исключительно технической поддержкой в формате обучения маляров и колористов на рабочих местах, а также презентациями новых продуктов на территории малярно-кузовных цехов. Также практически все поставщики автомобильных эмалей в формате лабораторий цветоподбора предоставляют базу данных рецептур и цветовую документацию для цветоподбора. Однако некоторые поставщики расширяют спектр предоставляемых малярно-кузовным цехам услуг. Фактически эти услуги разделяются на три направления:
· Технологическая поддержка
· Бизнес-поддержка
· Консалтинговая поддержка
· IT-поддержка
Эти форматы нацелены на снижение удельного расхода материалов на окрашиваемую деталь с сохранением качества окраски при повышении пропускной способности цеха.
В комплекс полноценной технологической поддержки входят, помимо обучения на рабочем месте, следующие услуги:
Регулярные курсы обучения для маляров и колористов в Учебном Центре поставщика.
Как правило, курс обучения состоит из нескольких 3-х – 4-х дневных этапов, промежуток между которыми составляет 2-3 месяца, с целью обеспечения возможности ученикам применить полученные знания на практике. Также в Учебных Центрах поставщиков проводятся закрытые корпоративные курсы обучения, разработанные с учётом требований крупных малярно-кузовных цехов, либо Дилерских сетей. Некоторые поставщики открывают Учебные Центры на базе учебных заведений, некоторые из которых обучают производственный персонал автомобильных заводов. Подобный симбиоз выгоден, как поставщику (площади для обучения предоставляет учебное заведение, материалы, используемые для практического обучения сторонних студентов, оплачиваются учебным заведением), так и учебному заведению (специалисты поставщика обучают сторонних студентов). Одним из удачных примеров подобного формата организации Учебного Центра является Национальный Учебный Центр компании «Европроект Групп», отрытый на базе Калужского Учебного Центра автомобилестроения, занимающегося в том числе подготовкой специалистов для автомобильных заводов Калужского автомобильного кластера.
Зарубежное обучение в Учебных Центрах производителей материалов.
Производители лакокрасочных и расходных материалов регулярно, как правило, два раза в год организуют учебные курсы для маляров и колористов, на которых происходит теоретическое и практическое знакомство с лакокрасочными материалами, особенностями их производства и применения, а также демонстрация приёмов правильного применения материалов технологами производителя материалов. Также в Учебных Центрах происходит регулярное обучение и повышение квалификации представителей служб технической поддержки компаний, поставляющих материалы в различных странах мира.
Оценка уровня квалификации персонала малярно-кузовных цехов.
Технологи поставщиков лакокрасочных и расходных материалов регулярно проводят аттестацию персонала малярно-кузовных цехов на рабочих местах. Аттестация позволяет оценить текущий уровень квалификации персонала, а также определить вектор развития и подобрать программу обучения для каждого из исполнителей. Некоторые малярно-кузовные цеха используют аттестацию персонала в привязке к системе материальной мотивации, что даёт дополнительный стимул для персонала к повышению своей квалификации. Как правило, аттестация персонала состоит из следующих составляющих:
· Теоретическое тестирование. В ходе тестирование определяются знания персоналом технологии нанесения материалов, теории цветоподбора, основ работы с оборудованием и инструментом.
· Практическая оценка навыков, в процессе которой оценивается уровень навыков владения оборудованием и инструментом, качество цветоподбора и окраски, экономность при использовании материалов.
Мировые конкурсы маляров и колористов.
В ходе этого конкурса среди маляров малярно-кузовных цехов, являющихся потребителями материалов проводится серия отборочных туров в различных регионах, финал же российского проводится в Учебном Центре компании – поставщика материалов. Победителю российского этапа конкурса даётся право представлять страну в финале мирового конкурса, проходящем в учебном Центре производителя материалов, в котором принимают участие победители национальных этапов конкурсов различных стран. Участие в конкурсе, помимо призов для победителей, мотивирует сотрудников малярно-кузовных цехов сотрудничать с существующим поставщиком лакокрасочных и расходных материалов.
Бизнес-поддержка со стороны поставщиков лакокрасочных и расходных материалов заключается в развитии малярно-кузовного цеха, а также в снижении издержек при использовании материалов. Основными форматами бизнес-поддержки являются:
Инвестиции
Поставщик материалов инвестирует в развитие малярно-кузовного цеха средства на приобретение оборудования и инструмента в обмен на долгосрочное эксклюзивное сотрудничество малярно-кузовного цеха с ним. Если поставщик материалов занимается также поставками оборудования и инструмента, инвестиции осуществляются в виде предоставления оборудования долгосрочную аренду по символическим ценам. При этом в инвестиционном контракте оговаривается ежемесячная сумма закупки цехом материалов у поставщика. В виде инвестиций малярно-кузовному цеху предоставляется дорогостоящее технологическое оборудование (окрасочно-сушильные камеры, подъёмники, стапели), дополненные передвижным оборудованием и инструментом. Также распространены, так называемые, микро-инвестиции, не обязывающие малярно-кузовной цех работать с одним поставщиком материалов, но определяющие ежемесячную минимальную сумму закупа материалов цехом. В виде мини-инвестиций цеха, как правило, предоставляется относительно недорогое оборудование и инструмент. Воспользовавшись инвестиционным предложением со стороны поставщика материалов, малярно-кузовной цех получает возможность развития, не вкладывая средства. Поставщик материалов в этом случае получает развивающегося долгосрочного партнёра.
Аутсорсинг цветоподбора и склада материалов
Некоторые из поставщиков материалов предлагают услуги аутсорсинга цветоподбора и склада расходных и лакокрасочных материалов. При этой схеме взаимодействия малярно-кузовной цех избавляется от собственных колористов, а также от складских запасов материалов и связанных с ними потерь (замороженные деньги, затраты времени на учёт и контроль). Фактически при аутсорсинге склада материалов поставщик открывает своё подразделение на территории малярно-кузовного цеха. Материалы, находящиеся на складе, принадлежат поставщику, заработную плату колористам платит также поставщик. Малярно-кузовной цех оплачивает поставщику только фиксированную сумму за каждую окрашенную деталь с учётом коэффициентов размера этой детали. Количество выдаваемых материалов определяется колористом-кладовщиком, в случае спорных моментов по поводу количества материалов в процесс включается технолог поставщика, проводящий разбор ситуации и принимающий решение либо об обучении исполнителя экономным приёмам работы, либо согласовывающий изменение количества выдаваемых в цех материалов. Некоторые поставщики для определения необходимого количества выдаваемых в цех материалов используют нормы расхода. Например, при аутсорсинге цветоподбора R-M используется комплекс программного обеспечения по нормированию расхода и автоматизации учёта материалов, состоящий из модулей «1С Нормировщик», определяющий нормы расхода в автоматическом режиме и Shop Master автоматизирующий процесс цветоподбора. В случае работы по схеме аутсорсинга малярно-кузовной цех сбрасывает со своих плеч непрофильную для себя работу и сосредотачивается исключительно на выполнении ремонта. Однако внедрение аутсорсинга поставщиками материалов ограничено текущей загрузкой малярно-кузовных цехов работой. В случае среднемесячной выработки цеха меньше 1500 нормо-часов поставщику материалов становится невыгодно оплачивать труд колористов и брать на свой баланс склад материалов.
Консалтинговая поддержка
Консалтинговая поддержка малярно-кузовных цехов нацелена на повышение продаж материалов за счёт повышения объёма работ, проходящих через цех, при этом снижая удельный расход материалов на один окрашиваемый элемент, тем самым обеспечивая фундамент для долгосрочного взаимовыгодного сотрудничества между малярно-кузовным цехом и поставщиком материалов. В перечень консалтинговых услуг, оказываемых поставщиками лакокрасочных и расходных материалов, входят аудиты бизнес-процессов, оценка состояния технологического оборудования и инструмента, оценка удельного расхода материалов, обучение управленческого состава передовому опыту организации бизнес-процессов. Консалтинговая поддержка со стороны поставщика материалов позволяет цеху эффективно развиваться не только в технологическом, но и в организационном плане, повышая свою привлекательность для потенциальных Клиентов.
IT-поддержка
IT-поддержка со стороны поставщика материалов заключается, как минимум в программном обеспечении для лаборатории цветоподбора, а как максимум – в программных продуктах автоматизирующих учёт и списание материалов, а также обеспечивающих соблюдение норм расхода материалов. Также имеются разработки, помогающие малярно-кузовному цеху автоматизировать планирование загрузки и отслеживание этапов ремонта, что позволяет цеху определять минимальные и достаточные сроки выполнения ремонта автомобилей, а за счёт соблюдения этих сроков повысить свою пропускную способность и уровень удовлетворённости Клиентов. При этом автоматизация высвобождает огромное количество времени, которое можно потратить на общение с Клиентами, разработку специальных предложений и т.д.
Как видите, взаимоотношения между малярно-кузовными цехами и поставщиками лакокрасочных материалов перерастают из формата «продавец-покупатель» в формат «партнёр» и этот процесс ещё далёк завершения. Действительно партнёрские отношения наблюдаются между поставщиками и крупными малярно-кузовными цехами с высокой загрузкой работой, при этом небольшие цеха сотрудничают с поставщиками «по старинке». Вполне возможно, что следующим шагом поставщиков лакокрасочных и расходных материалов будет развитие партнёрских отношений с небольшими цехами за счёт оказания специализированных услуг и подключения к специализированному программному обеспечению для этого формата малярно-кузовных цехов.
Количество показов: 176